?

Log in

No account? Create an account
попъ михаилъ [entries|archive|friends|userinfo]
"Аз есмь ни ритор, ни филосОф, дидаскалства и логофетства неискусен, простец человек и зело исполнен неведения."

Две иконы для нашей моленной [Oct. 26th, 2012|09:47 pm]
иерей Михаил Родин
[Tags|, , ]

Когда нам их подарили, они выглядели так:

 

Мы отдали их на реставрацию иконописцу Сергию (г. Сызрань), и вот что получилось:



  

Вот так теперь выглядит наш скромный иконостас:






LinkReply

Comments:
[User Picture]From: cocpucm
2012-10-26 06:43 pm (UTC)
Хорошо написано, только это больше похоже на написанiе заново, нежели на реставрацiю
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-26 07:30 pm (UTC)
Нет. Это, всё-таки, реставрация: мастер ничего от себя не добавил, но восстановил то, что было повреждено.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: deaconkirill
2012-10-26 09:59 pm (UTC)
Испортил старые иконы - просто новодел какой-то.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-27 06:04 am (UTC)
Эка ценитель объявился!
Родной, Вы бы, прежде чем бросаться фразами, расспросили бы, в каком состоянии были они до реставрации. Это если с глазами проблемы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: thomas_cranmer
2012-10-27 11:32 am (UTC)
Реставрация подразумевает сохранение оригинального живописного слоя. "Доделывать" можно (хотя не обязательно) лишь там, где слой утрачен полностью.

Посему присоединяюсь к остальным - иконы записаны. То, что иконописец "ничего не прибавил" дела не меняет - он действительно не прибавил и не убавил ни одной линии. Просто взял, и старые линии аккуратно закрасил такими же точно новыми. Получилась точная копия старых икон на старых же досках.

Надо заметить, что в случае с иконой Богородицы о какой-то реставрации вообще сложно говорить изначально. В середине трещина, живопсный слой утрачен до левкаса (а может, и до дерева). Поэтому я в какой-то мере понимаю иконописца - нельзя восстановить то, чего нет. Единственное, что вызывает возмущение - это то, что он работал в пылище, которая и осела на краске. Я когда стены крашу, сперва очиститель воздуха в помещении гоняю сутки, затем увлажняю воздух, чтобы пыль осела. А тут как-будто в гараже или на улице работал.

Edited at 2012-10-27 11:37 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-27 04:55 pm (UTC)
1. Когда я впервые взял их в руки, то подумал, что с ними вообще нереально что-либо сделать.

2. Я не присутствовал при работе и не видел пыли. Мои впечатления: неровности не в красочном слое, а в левкасе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: thomas_cranmer
2012-10-27 05:27 pm (UTC)
1. Ваша мысль была совершенно верной. Вне лаборатории их можно только записать, что и было проделано. Вам изготовили точные копии икон на тех же досках.

2. Хорошо, коли так. Но вообще блеск поверхности икон лично у меня вызывает сильнейшие подозрения относительно состава красок. И ещё я не знаю, для чего вы снимали со вспышкой )

Но я бы всё равно не стал бы расстраиваться. Иконы середины 19 века, как я думаю, особой ценности не имеют. А так вы получили 2 совершенно каноничных образа, а старая доска добавляет им истории.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-28 07:36 am (UTC)
Со вспышкой короткая выдержка. Без вспышки -- долгая, и с моей мыльницей без штатива получаются смазанные снимки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iphs
2012-10-28 07:22 am (UTC)
Да, Михаил, не обижайтесь, но это именно, что написанные заново иконы по старым прорисям.О реставрации икон посмотрите тут: http://roizman.livejournal.com/1462672.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-28 07:31 am (UTC)
Да какие обиды, Сергий! Просто я знаю, в каком состоянии они были, держал их в своих руках.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-28 07:33 am (UTC)
А у Ройзмана иконы не отреставрированы, а просто раскрыты и законсервированы. Ты-то должен знать такие вещи...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iphs
2012-10-28 07:49 am (UTC)
Тут были на выставке на Рогожском, видели такой интересный образ, из старой иконы (17в.) выпилен фрагмент иконы (по моему с Николой) вшит в новую доску и дописан в тон старому фрагменту.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-28 07:59 am (UTC)
Что-то не помню. Там другая икона тоже приметна в этом смысле: участок со следами неистовства Наполеоновской армии оставлен нетронутым, а остальная часть восстановлена.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iphs
2012-10-28 08:13 am (UTC)
Как входишь в храм по левой стороне в средине. Жаль не сфотографировал. Я к тому, что плохо когда поверх старого письма кладут новое, рестовраторы обычно восстанавливают именно, то что утрачено, и как бы отделяя новое менее ярким письмом. Для глаза заметно, что было старым, а что дописано по старым прорисям.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-28 11:46 am (UTC)
Я там теперь нескоро, наверное, буду. Мне думается, что выделять другим тоном восстановленные участки -- это какой-то изыск. Икона имеет своё назначение. Для выполнения этого назначения выделение цветом или тоном восстановленных при реставрации участков не способствует, а скорее наоборот.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iphs
2012-10-28 02:03 pm (UTC)
Не так давно был в колокольне Ивана Великого в Кремле, там проходила выставка икон Белозерского монастыря, вот там как раз так иконы и были восстановлены, утраты прорисованы, но не плотно и более блекло, чтоб была видна подлинная роспись.

Edited at 2012-10-28 02:04 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-28 02:25 pm (UTC)
Дык это сделано НЕ ДЛЯ МОЛИТВЫ ХРИСТИЯН, А ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВОВЕДОВ И МУЗЕЙЩИКОВ.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: znitsa
2012-10-28 10:59 am (UTC)
по-моему тоже новописанные иконы получились, уж лучше бы иконописец свои написал в моленную.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-28 11:43 am (UTC)
Юлия, дело в том, что от старых мало что осталось. Если ничего не дописывать, то остались бы отдельные куски облачения и ликов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: o_apankratov
2012-10-28 06:01 pm (UTC)
Отче, увы, комментаторы правы: это не реставрация, а новодел, старый образ просто уничтожен и написан современный :( Уж поверь, аз грешный ведь худ. училище по специальности "реставрация икон" закончил ...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2012-10-28 07:10 pm (UTC)
Отец Александр, не подумай, что я учу, но замечу, что под словом реставрация подразумевается два разных действия. Скажу на примерах: 1. Спас Вседержитель преп. Андрея Рублёва (расчистка и консервация) http://www.nearyou.ru/rublev/zspas.jpg , 2. его же Троица (поновление не сохранившихся участков красочного слоя) http://www.bibliotekar.ru/rusRublev/5.files/image001.jpg. Некоторые назовут и Троицу новоделом...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: o_apankratov
2012-10-29 06:46 pm (UTC)
Речь не про те иконы, а про выложенные здесь Вами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stanigost
2012-11-12 08:00 pm (UTC)
Действительно это мало похоже на реставрацию.
(Reply) (Thread)