?

Log in

No account? Create an account
Народный музей "Старый Уральскъ" - попъ михаилъ [entries|archive|friends|userinfo]
"Аз есмь ни ритор, ни филосОф, дидаскалства и логофетства неискусен, простец человек и зело исполнен неведения."

Народный музей "Старый Уральскъ" [Sep. 30th, 2011|12:45 am]
иерей Михаил Родин
[Tags|]

После совершения чина Обретения мощей святителя Арсения и после того, как ему был отслужен молебен (всё закончилось около трёх часов), был обед. После обеда уральские казаки повели желающих в народный музей "Старый Уральскъ". Этот музей называется народным, потому что его организовали частные лица -- группа уральцев, желающих сохранить память об истории Уральска. Этот музей не получает никакой государственной поддержки, располагается он на территории частного дома, в котором находится книжный магазин, содержится на добровольные пожертвования, сотрудники музея не получают никакой зарплаты... Примечательно, что, как нам сказали, в городе есть ещё и официальный краеведческий музей. Но в нём, как вы сейчас увидите, представлена несколько иная версия истории города: там выставлена юрта, принадлежности быта кочевников и всё такое прочее. Казачеству выделен небольшой уголок. И это в краеведческом музее, который был основан казаками, который почти полностью населяли казаки, который был столицей Уральского Казачьего Войска...

Итак, нас повели от храма по главной улице старого города. Ближайшее к храму здание -- дом войскового атамана.



Теперь в этом здании расположен Пушкинский Музей.
Чуть дальше стоит здание, которое, как и атаманский дом, сейчас выглядит не совсем так, как до революции. Точнее, совсем не так. У этого здания надстроен второй этаж и переделана крыша. Так, выражаясь словами одного из сопровождавших нас казаков, изуродовали... бывшую уральскую типографию, в которой, кстати сказать, святитель Арсений печатал многие из своих книг и богослужебных изданий (они так и называются книгами "уральской печати").



Далее по курсу дом купца Карева -- самый большой дом в старом Уральске. Любопытно, что купец Карев, хотевший всех перещеголять своим новым домом, погиб нелепой смертью на стройке этого дома. Он проверял ход строительных работ наверху дома и упал с лесов.



А вот и сам народный музей:



Чуть ближе. В центре один из самых активных уральских казаков Никола Гостев. Сам он из "уходцев" (о них я рассказывал в прошлом рассказе про уральские торжества), сейчас проживает в Москве.





В музее нас ждал почтенный Анатолий Григорьевич Трегубов. Он единоверец, но с большим уважением относится к нашим християнам и даже неоднократно помогал в работах по восстановлению нашего храма.



Здесь он рассказывает о старых храмах по выставленным фотографиям. Тут Анатолий Григорьевич указывает на церковь Успения Пресвятыя Богородицы, которая была построена при содействии атамана Д. Д. Донскова около 1785 г. как старообрядческая часовня. Храм был разрушен в конце 30-х гг. ХХ в.



А вот древнейшее здание города Михайло-архангельский Собор. Он расположен в старейшей части города -- Куренях. В советское время он неоднократно закрывался. Этот собор посещали Крылов, Суворов, Пушкин, Хуковский, Короленко и (в бытность наследниками престола) императоры Александр II и Николай II.



А вот единоверческая церковь Николы Чудотворца строилась с 1859 по 1862 годы. В 1938 г. была взорвана.



В Гурьеве сохранился храм-близнец этой церкви.



А вот Петропавловская церковь (год постройки неизвестен, но в 1736 г. упоминается как действующая), в которой  в 1774 г. венчался Емельян Пугачёв с казачкой Устиньей Кузнецовой. Сейчас на её месте стоит памятник Пушкину.



Обратите на фото внизу. Это старая татарская мечеть. Она сохранилась до нашего времени. Любопытно, что в ней молятся только татары, остальные же магометане посещают другую, новую мечеть.



А это Царские (или, как их называли в народе, Красные) Ворота, воздвигнутые в память казаков, триста лет самоотверженно служивших Отечеству. Разрушены в 1927 г.



А тут дворец Ампиратора. В этом доме Пугачев неоднократно останавливался зимой 1774 г. Из окна этого дома он, по преданию, впервые увидел Устинью Кузнецову, на которой потом и женился. Дом был разобран в 1906 г.



А здесь современная картина, иллюстрирующая легенду об основании Яицка (Уральска). Согласно этой легенде, казаки плыли по Яику (Уралу) и увидели в лодке старца. Он назвался Алексием митрополитом Московским и велел им на том месте основать город. Он предрёк, что на крови будет основан этот город и на крови закончит своё существование. Действительно, обосновавшиеся казаки вначале вели ожесточённую борьбу с местными киргиз-кайсаками. Любопытно, что российский консул во время посещения музея "Старый Уральскъ" стал громко возмущаться тем, что там была выставлена эта картина. По его мнению, она разжигает межнациональную рознь. Больше эта картина никого и никогда не так возмущала. Вот и судите, чьи интересы отстаивают наши консулы в Казахстане...



Трудно фотографировать экспонаты, находящиеся за стеклом. Поэтому здесь вы видете не только традиционный казачий молитвенный халат, но и фотографа.



Кованная зыбка.



А вот молитвенные уральские сарафаны и рубахи с галунами. Наши "уходки" молятся в таких же.







А это накладной рукав для молитвенной или парадной женской рубахи. У наших "уходских" рубах рукава не накладные, но похожий подход: стан рубахи шьётся из дешёвого ситца, а рукава от горла (как бы регланом) пришиваются из богатой ткани, с галунами и вышивкой.



А вот именной пояс.





Здесь плохо видно, но на центральной иконе надпись "Святыи Георгия". Любопытно, но в нашем храме на иконостасе слева от дьяконской двери висит икона Николы в традиционной старообрядческой иконографии, на которой надписано "Святитель НиколАя". Видимо, эти надписи отражают особенности уральского говора.

Здесь маленькие кацейки и старая бисерная лестовка. Я-то думал, что бисерные лестовки -- это поздняя мода ХХ-го века. Ошибался, оказывается.




И ещё одно моё личное открытие. Оказывается, круглые металлические пуговицы на облачениях тоже употреблялись в старину.



Уникальный клад с крестами. Вот диво! Обычно прячут деньги и драгоценности... Такой клад о многом говорит.



Здесь же собраны документы, связанные с жизнью и деятельностью героя и почитаемого многими казаками за святого старообярядческого священника Мокия Кабаева. Он во время Гражданской Войны организовал дружину крестоносцев (благочестивых стариков), которые шли в бой с красными не с оружием в руках, а с крестом и иконами. Много раз красные разбегались в страхе. Есть много разных свидетельств от имигрантов, что по молитвам о. Мокия целые сотни выходили из под смертельного обстрела невредимыми, вражеские снаряды падали и не разрывались. Деморализованные казаки, видя впереди себя стариков, идущих с иконами на врага и распевающих псалмы, вставали и тоже шли в бой.
Не буду здесь подробно рассказывать об этом человеке. Надеюсь, вскоре получится сделать публикацию о нём в "Вифлееме".



Продолжение следует.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: olster28
2011-09-29 09:28 pm (UTC)
Музеи и мечеть очень интересные
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2011-09-30 03:27 am (UTC)
Мне лично здание новой мечети не понравилось. С этим стеклянным "колпаком" у неё какой-то инопланетянский вид.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: thomas_cranmer
2011-09-30 12:35 pm (UTC)
Что бы фоткать через стекло, нужно две вещи:
1) Поляризационный фильтр - он полностью отрежет свет, отраженный от стекла.
2) Штатив - он позволит снимать на долгих выдержках; впрочем, фильтр важнее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2011-09-30 02:06 pm (UTC)
У меня простая "мыльница"...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri_loskutov
2011-09-30 01:26 pm (UTC)
... и тоже шли в бой. Конечно шли, и убивали своих братьев. Может быть, даже братьев во Христе. И его еще считают святым? Прикол!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2011-09-30 02:08 pm (UTC)
Было бы удивительно, если бы коммунист высказался иначе про тех, кто сражался с красными безбожниками...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri_loskutov
2011-09-30 03:16 pm (UTC)
Во-первых, отче, я не коммунист, а беспартийный.
Во-вторых, сражался этот Мокей (кстати, насколько я понял из казачьего форума, нет никаких внятных доказательств реальной принадлежности Мокея к белокриницким клирикам; может, он был беглопоповским раздорником или вообще самозванцем из какой-нибудь "беловодской иерархии") с обыкновенными русскими людьми, среди которых было немало верующих и даже белокриницких, в изобилии попадавших в красные части по призыву. Так, епископ Анастасий (Кононов) тоже некогда служил у красных - и что, считать его из-за этого безбожником? Братоубийство - богомерзкое дело. И Господь наглядно это всем показал - большинство погибших участников Гражданской скончались не от пуль, а от эпидемий. И даже если богомерзкое дело совершать с крестами да иконами - от этого оно не перестает быть богомерзким. Бандюганы тоже, бывает, грабят, увешанные крестами как амулетами. Именно так Мокей воспринимал крест - как амулет против пули. Это что-то языческое, православный смысл крестной жертвы здесь куда-то повыветрился.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2011-09-30 03:28 pm (UTC)
Вы покинули КПРФ?
1. Мокий Кабаев, по свидетельству всех, оружия в руки вообще не брал.
2. Многие святые благословляли воинов на брань.
3. Мы молимся о христолюбивом воинстве.
4. Красные безбожники захватывали всю Россию для насаждения своей безбожной идеологии. За тем же и лезли они к уральцам.
5. Уральские казаки в подавляющем большинстве были старообрядцами (почти все белокриницкие). Уральское войско -- единственное, совсем не поддержавшее большевиков. В отличие, например, от донцов, они на Немецкой Войне не расстреляли своих офицеров, вернулись не вразброд, а походным порядком и сразу влились в Гражданскую Войну.
6. Вы так говорите, что можно подумать, что добрые и пушистые красные "братья во Христе" пришли в гости на реку Урал к казачкам побеседовать о жизни и о вере христианской, о духовных материях, помолиться вместе. А злобные и дикие язычники-казаки их, таких хороших, перекрошили их на окрошку.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: mrodine
2011-09-30 06:08 pm (UTC)
Хорошо, сторонник коммунистов.

Вы мало знаете про уральских казаков. Очень рекомендую изучить их историю.

Не надо всех под одну гребёнку. Так удобно всех обгадить, чтобы гадкие казались не такими уж гадкими.

В книге о. Иоанна Кудрина написано: "А потом-де, по слухам, он был в Уральской области, где, его, кажется, тоже, как и в Ножовке, заподозрили, и он оттуда исчез, так что о нем не стало, как говорится, ни слуху и ни духу". Зачем строить какие-то странные догадки на пустом месте?! Вопрос о поставлении о. Мокия Кабаева остаётся открытым и, возможно, так и не будет разрешён.

Но для меня примечательно, что никто, кроме Вас, Георгий, не отреагировал на упоминание о Кабаеве так остро.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri_loskutov
2011-09-30 06:47 pm (UTC)
Еще бы не остро мне на это реагировать, если я как раз сейчас пишу книгу о прошлом и настоящем нашей Церкви - и, более того, именно раздел о Гражданской войне! И не "обгадить" пытаюсь, а рассмотреть это историческое событие (и сопутствующие ему) с позиций Священного Писания и Священного Предания, чего вообще, кажется, ни одним старообрядческим писателем не было сделано.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2011-09-30 07:08 pm (UTC)
Георгий, Вы нечаянно или нарочно подменяете понятия?
Можно говорить цитатами из Писания, но не с позиций Писания. Это совсем не одно и то же.
Ваша такая болезненная реакция на упоминания об о. Мокии Кабаеве (и страстная защита большевиков, когда бы и где бы о них не зашла речь) свидетельствует о том, что Вы думаете и говорите с позиций марксизма. Неужели Вы не видите, что Ваша позиция сильно, очень сильно отличается от позиции остальных наших християн?! Неужели Вы честно считаете, что только Вы рассматриваете всё с позиций свщ. Писания и свщ. Предания, а остальные "язычники"?!
Вы смотрите на всё через очки своих философских воззрений и, похоже, убедили себя, что у Вас острое зрение...
Георгий, неужели Вас не смущает то, что Ваш марксизм и материализм не находит поддержки у християн, но вызывает удивление, негодование, неприятие? Вы правда думаете, что только Вы сподобились какого-то философского откровения, а остальные ни Христа не знают, ни Его учения не понимают, ни Евангелия, ни Апостола, ни писания свв. Отец не читают и не понимают?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri_loskutov
2011-09-30 09:05 pm (UTC)
Я не знаю никакой иной позиции Писания и Предания, кроме той, которая выражена в их текстах.
Большевиков я защищаю далеко не во всём. Я их и не могу защищать во всём, будучи православным.
Если бы я решающим образом зависел от общественного мнения, я бы не стал ни древлеправославным христианином, ни философом. На меня действуют только аргументы от Писания, аргументы от Предания, рациональные аргументы и факты. Буду рад, если подобным образом кто-нибудь убедит меня в моей, так сказать, близорукости. Однако философское дилетантство меня не убедит точно - я профессионал (потому и марксист в широком смысле). Мразь, грешник, но профессионал. А рассуждения поперек Писания и Предания меня не убедят тем более. Ибо я христианин. Грязь и какашка, но христианин. Кто в Церкви не заражен симпатией к антихристову буржуазному либерализму и никонианству - с теми я нахожу общий язык, несмотря на все споры. От влияния никонианства я полностью свободен. А кто у нас прониконианен насквозь - конечно, будут возмущаться моим поведением. Не считаю братьев во Христе язычниками. Часто сталкиваюсь с очень глубоким пониманием ими Писания и Предания. Но также, действительно, нередко сталкиваюсь в нашей Церкви и с непониманием оных. А, главное, с нежеланием их понимать и принимать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2011-10-01 03:24 am (UTC)
При чём тут общественное мнение? Я говорил о мнении християн, а не об общественном мнении.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri_loskutov
2011-10-01 05:18 am (UTC)
Мнение христиан - тоже общественное, ибо христиане тоже составляют общество. А вообще, кто меня ненавидит? Наши христиане? Как правило, нет. Это представители иных староверческих согласий. Сергий А. грозился мне морду набить - и где он сейчас? Практически в секте. Автор "Современного древлеправославия" - вообще непонятно кто. И т.д. и т.п.
Мнение христиан (и кого угодно) для меня только тогда релевантно, когда оно опирается, повторяю, на Писание, Предание, рациональные аргументы и факты. А не на идеологию, предрассудки, мифы, корыстный интерес и т.д.
И вообще, не драматизируйте, отче. Если бы я находился в состоянии конфликта с Церковью, меня бы и с клироса выгнали, и воскресной школой я бы прекратил заведовать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrodine
2011-10-01 05:36 am (UTC)
Я разве сказал, что кто-то Вас ненавидит? Речь шла о неприятии Ваших взглядов.

Надеюсь, Вы не стараетесь привить детям марксизм и материализм.

А на клиросе да в воскр. школе кого только нет сегодня... Выбирать-то не из кого. Так что это не показатель.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri_loskutov
2011-10-01 05:54 am (UTC)
Воскресная школа существует для привития Священного Писания и Священного Предания. Для привития марксизма и материализма существует университет. Что касается приятия или неприятия взглядов, то любого нормального философа это интересует в последнюю очередь. А в первую очередь интересует аргументация. Взгляды мои нашим христианам (включая священников) известны. Бывает, спорим по тем или иным вопросам, но я бы не стал характеризовать отношение к моим взглядам у нас в целом как однозначное неприятие. Да и откуда ему взяться? Я не защищаю ничего из того, что анафематствовано Церковью. Вот был бы философским идеалистом - почти наверняка бы под анафему угодил.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri_loskutov
2011-09-30 06:02 pm (UTC)
1. В КПРФ я никогда не был. Просто ее избиратель.
2. И это воинство - христолюбивое??? Не знаю, как у Толстова, а у его соседа атамана Анненкова во множестве встречались а.) русские наркоманы; б.) китайские наркоманы. А то, что творили анненковцы - это было во многом хуже большевиков. Не думаю, что у Толстова было на порядок лучше.
3. В Гражданскую что безбожники, что древлеправославные - вели себя ОДИНАКОВО. Кто кому уподобился - отдельный вопрос. Единственная разница - красные специализировались на убийствах духовенства, белые - на убийствах мирян.
4. Аркадий "епископ" Беловодский, как свидельствует "Брокгауз и Ефрон", одно время проживал как раз в Уральской области, и мог понаставить там кого угодно. Так что без надежного свидетельства не стоит любого старообрядческого попа, проживавшего там и тогда, принимать за белокриницкого.
(Reply) (Parent) (Thread)